Події факультету


Актуальные аспекты защиты прав потребителей

Все мы являемся потребителями – каждый день, приобретая товары в магазинах, пользуясь услугами транспорта, проживая в квартире или собственном доме оплачивая жилищно-коммунальные услуги.

ст. 42 Конституции Украины: «Государство защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ, содействует деятельности общественных организаций».

В 1991 году в Украине был принят Закон «О защите прав потребителей», в котором закреплены основные права и обязанности потребителей, полномочия органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства. Закон регулирует отношения между потребителями товаров, услуг и производителями, исполнителями, продавцами.

Потребитель – физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или имеет намерение приобрести или заказать продукцию для собственных нужд, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника.

Создан специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти - Госпотребинспекция Украины и территориальные органы. Инспекция по вопросам защиты прав потребителей в Одесской области имеет численность 37 человек. Структура Инспекции: начальник, 2 заместителя, отдел контроля в сфере внутренней торговля, отдел контроля в сфере услуг, отдел рекламы и торговли на расстоянии, отдел рыночного надзора, сектор организационно-аналитической работы и рассмотрения обращений граждан, юридический сектор, специалист по борьбе с коррупцией.

Инспекция осуществляет контроль за соблюдение законов «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О государственном рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукции».

О работе Инспекции за 2013 год

Проведено 1388 проверок (898 плановых - 65%, 490 внеплановых - 35%). Нарушения выявлены в 1115 субъектов 80% от проверенных.

Проверенно качество товаров на сумму 8,9 млн грн., забраковано и снято с реализации 6,3 млн. грн. (71%).

Для проведения лабораторных исследований отобрано 138 образцов, забраковано 66 (48%):
- продовольственные товары – 77 / 27;
- непродовольственные – 54 / 38;
- сферы услуг – 7 / 1.

За систематические нарушения временно приостанавливалась деятельность 2 предприятий. Применены штрафные санкции на общую сумму 405,9 млн. грн.

Поступило 1150 обращений граждан. По результатам рассмотрения жалоб требования потребителей удовлетворены по 931 обращению (83% от рассмотренных).

За некачественные товары и услуги возвращено потребителям 260,1 тыс. грн. Основные вопросы, с которыми обращались потребители:
- качество услуг – 48%;
- непродовольственные товары – 30%;
- продовольственные товары – 8%;
- приобретение товаров через Интернет – 8%;
- обслуживание в предприятиях ресторанного хозяйства – 5%.

Инспекция проводит плановые и внеплановые проверки

Проведение проверок регулируется Законом Украины «Об основных мероприятиях государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» («Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності»).

Плановые проверки проводятся на основании Плана проверок, который утверждается ежеквартально до 25 числа и согласовывается Госпотребинспекцией Украины. О проведении плановой проверки предприниматель уведомляется не менее чем за 10 дней. Проводится комплексная проверка предприятия. Плановые проверки проводятся не чаще 1 раза в год в зависимости от степени риска от осуществления предпринимательской деятельности.

Основанием для проведения внеплановой проверки являются обращение граждан, запросы правоохранительных или других контролирующих органов. Для осуществления внеплановой проверки необходимо получить разрешение вышестоящей организации - Госпотребинспекцией Украины. О проведении внеплановой проверки предприниматель не уведомляется, проверяются только вопросы жалобы.

Что проверяется? Наличие разрешительных документов, наличие информации для потребителей о субъекте предпринимательской деятельности, режиме работы, информация о продукции (наименование, производитель, состав, дата производства и срок годности или конечная дата потребления, цена), условия хранения, наличие документов подтверждающих качество и безопасность продукции, соблюдение правил расчета с потребителями, использование измерительной техники.

Маркировка пищевых продуктов должна соответствовать требованиям законов Украины «О защите прав потребителей», «О безопасности и качестве пищевых продуктов», Технического регламента о правилах маркировки пищевых продуктов.

В предприятиях ресторанного хозяйства проверяется соблюдение Закона «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения» («Про заходи щодо попередження та зменшення вживання тютюнових виробів і їх шкідливого впливу на здоров'я населення») - запрет курения в общественных местах, в т.ч. в помещениях кафе, баров, ресторанов.

Государственный рыночный надзор – деятельность органов рыночного надзора с целью обеспечения соответствия продукции установленным требованиям, а также обеспечения отсутствия угроз общественным интересам.

Законодательство Украины о рыночном надзоре состоит из Закона Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции», Закона Украины «Об общей безопасности непищевой продукции», технических регламентах.

Продукция, которая прошла оценку соответствия, то есть является безопасной, получает декларацию соответствия, должна быть промаркирована национальным знаком соответствия в виде замкнутого круга со стилизованным трилистником внутри. При проведении контрольных проверок Инспекцией продукция проверяется на соответствие требованиям безопасности, требованиям технических регламентов. Отслеживаются этапы поступления продукции от производителя к потребителю (розничная торговля, поставщик продукции, производитель). В Госпотребинспекции Украины действует система оповещения между территориальными органами: в случае выявления небезопасной продукции в предприятии торговли дается поручение провести проверку поставщика, а затем и производителя.

Зав. сектором организационно-аналитической
работы и рассмотрения обращений граждан
С.В. Речкина

назад к списку